Общие сведения о колесах

16.05.2012

Общие сведения о колесах

Что такое колесо?

В обиходе под словом «колесо» многие подразумевают автомобильное колесо в сборе, состоящее из собственно колеса и шины. Между тем в автомобильной промышленности колесом считают только промежуточный (между ступицей автомобиля и шиной) элемент конструкции автомобиля. Обычное (серийное для всех российских легковых автомобилей) дисковое колесо состоит из двух элементов — обода и диска, соединенных между собой точечной контактной сваркой.

Обод — это кольцеобразная (определенного профиля) часть колеса, на которую монтируется и опирается шина.

Диск — центральная часть колеса, несущая обод и имеющая посадочные отверстия для крепления к ступице. Часто дисковое колесо называют просто диском (очевидно, во избежание путаницы между колесом в сборе и колесом как элементом конструкции автомобиля), что конечно, неверно. Ибо, на самом деле бывают разборные колеса, где обод и диск скреплены резьбовыми соединениями, а так же бездисковые колеса (например, на грузовиках «КамАЗ») или колеса с дисками в виде кольцевых фланцев (автомобили ЗАЗ).


Конструктивные особенности и технологические отличия колёс неразборной конструкции

Автомобильные колеса различают по их принадлежности к тому или иному автомобилю, по типу применяемых шин, по конструкции и технологии изготовления. По технологии изготовления такие колеса могут быть стальными сварными (из прокатанного обода и штампованного диска), литыми и коваными.

Технология изготовления литых колес включает заливку расплавленного металла (обычно это алюминиевый или магниевый сплав) в форму, его остывание, последующее обтачивание посадочных поверхностей и сверление отверстий в полученной отливке. К числу недостатков литых колес относятся чрезмерно толстые стенки, возможность наличия скрытых пор и раковин, недостаточную прочность (при ударе они деформируются и даже раскалываются) и невозможность восстановления. При ковке (или объемной штамповке) из заготовки выковывают так называемую поковку, которая затем обрабатывается на токарном станке. Такая технология сложна и дорога, однако кованые диски прочнее и легче. Например, 13-дюймовое кованое колесо весит 4,9 кг против 6,0 кг у литого, а толщина стенок составляет только 3,0 мм против 5,5 мм у литого. При этом кованый диск лучше «переносит» удары. Поэтому для российских дорог кованые диски предпочтительнее, несмотря на их дороговизну.

Главное преимущество легкосплавных колес перед обычными стальными — в меньшей массе. Снижение массы колеса в сборе с шиной ведет к уменьшению неподрессоренных инерционных масс и улучшению условий работы подвески, так как колесо быстрее «повинуется» возвращенному действию пружины, амортизатора и быстрее восстанавливает потерянный контакт с дорогой. Это делает движение более комфортным и более безопасным на большой скорости.

Для зарубежных колес размер «в» обозначается «ЕТ», «г» — «DIA» и «д» — «PCD».

Колесо обозначается основными размерами обода — монтажным (посадочным) диаметром (а) и шириной (б). Например, обычное дисковое колесо для автомобилей ВАЗ-2108, —2109 обозначается как 114J-330 (в миллиметрах) или 4 1/2J-13 (в дюймах). Первые цифры означают ширину обода, буква J — форму профиля обода, а последние цифры — монтажный диаметр колеса.

Легкосплавные литые или кованые колеса обычно имеют дюймовое обозначение. Например, «вазовское» бескамерное колесо имеет обозначение 4 1/2J-13H2 или 5J-13H2, где дополнительная маркировка Н2 означает наличие на ободе «хампов» определенного профиля.


Основные параметры колес некоторых автомобилей отечественного производства

модель автомобиля Москвич-2140 Москвич-2141 ВАЗ "Жигули" ВАЗ "Самара" ВАЗ "Нива" ГАЗ-31029
размер колеса 5J-13 5J-14 4,5J-13 5J-13 6J-16 6J-14
Вылет (мм) 30 45 29 38 17 0
Диаметр расположения крепёжных болтов (мм) 115 108 98 98 139,7 139,7
Диаметр отверстия под ступицу (мм) 74 60 58,1 58,1 108 90


Преимущества кованых колёс из алюминиевых сплавов

Колёса, кованные из алюминиевых сплавов, обладают лучшими эксплуатационными свойствами по сравнению с литыми алюминиевыми и штампованными стальными колёсами. Кованные колёса не подвержены коррозии и обладают более высокой теплопроводностью, что приводит к снижению нагрева тормозных колодок и барабанов т.е. повышает надёжность и долговечность запчастей тормозной системы.Установка и эксплуатация кованых колёс из алюминиевых сплавов обеспечивает снижение общей неподрессорной массы, что приводит к уменьшению износа элементов подвески, повышению устойчивости автомобиля и комфортности движения на любых скоростях, а так же к улучшению управляемости транспортным средством.Малый вес и высокая прочность кованного колеса повышает общую экономичность автомобиля, а эстетичный дизайн выгодно выделит автомобиль из серийных моделей авто, укомплектованных штампованными колёсами.


Правила эксплуатации автомобильных колёс

Для установки колёс на транспортное средство должны быть использованы соответствующие крепёжные элементы: гайки - для штампованных стальных колёс; удлиннённые болты, специальные шпильки и специальные гайки - для литых и кованых колёс (крепёжный материал в комплект поставки может не входить). Резьбовая часть болтов должна выступать за посадочную плоскость не менее, чем на 1,5 диаметра болта.При первой установке колеса на транспортное средство необходимо затянуть болты (гайки) с моментом для болта диаметром 12 мм - 11 кгс/м, а для болтов (гаек) диаметром 14 мм - 12 кгс/м, тут же ослабить их и снова затянуть. Перед началом движения необходимо убедиться, что все колёса в сборе с шинами не задевают элементов подвески, кузова и тормозов на всём диапазоне хода подвески и угла поворота управляемых колёс. После пробега 50 - 100 км после переустановки и установки новых колёс необходимо проверить затяжку болтов и гаек и при необходимости - протянуть.При монтаже и демонтаже покрышек следует следить за состоянием рабочих поверхностей монтажного инструмента - острые кромки и зазубрины стального инстумента могут повредить поверхность колеса, поэтому монтаж и демонтаж шин рекомендуется производить на специальном шиномонтажном оборудовании.Во избежание повреждения поверхности колеса не рекомендуется применять цепные грунтозацепы, крепёж которых осуществляется непосредственно на колесо.При эксплуатации колёс необходимо поддерживать давление в шинах, рекомендованное производителем транспортного средства.Восстановление (прокатка, сварка и т.п.) колёс из алюминиевых сплавов категорически не допускается. При обнаружении эксплуатационных дефектов колёс (трещин, сколов и вмятин) необходимо обратится к специалистам для проверки возможности дальнейшей эксплуатации колеса (проверка на герметичность, проверка геомертии, проверка осевого и радиального биения).

 

Источник: linaris.ru



  .