Преимущества и недостатки литых дисков

07.04.2015

Преимущества и недостатки литых дисков

Литые легкосплавные диски имеют самое широкое употребление в колесах легковых автомобилей и мотоциклов. Однако, вопреки возникшему в какой-то момент впечатлению, они так и не вытеснили штампованные стальные. Как распространение, так и его границы обусловлены несколькими обстоятельствами. Главным образом достоинствами и недостатками их конструкции. Которые самым прямым образом отражаются на эксплуатации. А так же, в случае возникновения повреждений, и на особенностях их ремонта: реставрация или восстановление литых дисков производится по технологии весьма отличающейся от того, что применяется в случае с штампованными.

Литые диски из легких сплавов появились еще на заре автомобилизма. Однако долго были редки и дороги, предназначались для дорогих авто, выпускавшихся очень малыми сериями, если вообще не в единичных экземплярах. Поэтому широкая публика долгое время с ними не сталкивалась. Но когда появились относительно более дешевые образцы, началось их быстрое распространение. Так что сейчас немало людей, которые и не помнят как было иначе.

Сложно вывести универсальную формулу успеха литых легкосплавных дисков. Для кого-то главным фактором перехода на них был гораздо более широкий ассортимент вариантов дизайна. Для кого-то технические характеристики. Первое, впрочем, весьма субъективная вещь, поэтому обычно ограничиваются вниманием как раз к техническим характеристикам. Хотя сегодня, когда есть кованые и составные диски очень высокого качества, они впечатляют гораздо меньше, чем некогда прежде, но все же остаются каким-то аргументом. Ведь массовое использование штампованных дисков вполне сохраняется.

Меньший вес, большая точность изготовления, конструкция, способствующая лучшему обдуву / охлаждению тормозов и диска в целом - уже только эти три момента очевидным образом улучшают общие характеристики автомобиля. Сообщая большую плавность хода, лучшие управляемость и разгонные характеристики, увеличение ресурса деталей подвески и трансмиссии.

Если литой диск сделан преимущественно из алюминиевого сплава, - ведь в меньшей степени, но используются и магниевые, - его отличает относительно большая устойчивость к коррозии. Силу ее, впрочем, не стоит переоценивать. Образующаяся сама собой пленка оксида алюминия хоть и создает не такую уж слабую защиту, которая помогает в обычных случаях, однако в более агрессивной среде ее уже недостаточно. Так что та или иная специальная обработка поверхности может быть нелишней.

Недостатки литых дисков, это отчасти оборотная сторона их достоинств. Например, высокоточное литье и сплав на основе алюминия означают в итоге значительную жесткость материала. Стальной штампованный диск при ударе погнется, а литой легкосплавный может треснуть или даже произойдет утрата фрагмента. Штампованный достаточно прокатать на станке, чтобы вернуть его в прежнее состояние. А с литыми есть свои непростые особенности. Прокат литых дисков является более сложной операцией: буквально прокатывание не производится, скорее имеет место вытягивание к прежней форме. Для чего требуются и особые станки, и особая квалификация персонала автосервиса.

Есть еще один момент, который, собственно, нельзя назвать недостатком, но который ныне временами влияет на предпочтения автомобилистов не в пользу литых дисков. А именно: некоторые составные и особенно кованые диски. Они до сих пор более дорогие, чем литые, но уже не так сильно. Главное, это что кованые диски имеют практически все достоинства литых и не имеют большинства их недостатков. Поэтому иной раз кто-то отказывается от штампованных дисков, но в пользу не литых, а кованых.

Что будет дальше, как изменится рисунок рынка, сказать сложно. На данный момент главное, что может быстро все поменять, это цена. К примеру, заметное снижение цен на кованые диски приведет к значительному росту их доли в продажах за счет снижения интереса к литым. Впрочем, если литые диски станут дешевле, то тогда они опять потеснят штампованные. В отношении даже среднесрочной перспективы нельзя исключить, что сама концепция колеса может измениться. И тогда нынешние конструкции просто останутся в прошлом.

Источник: linaris.ru



  .